Новости

14 Апреля 2020

Есть ли полномочия у сотрудников полиции на составление протоколов за нарушение режима самоизоляции?

На прошлой неделе многие томичи столкнулись с ужесточением контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением гражданами режима самоизоляции, объявленного Губернатором 31.03.2020 г.
Могут ли сотрудники органов внутренних дел оформлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации)?
01.04.2020 г. часть 5 ст. 20.3 КоАП дополнена пунктом 18, в соответствии с которым составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 настоящего Кодекса.
МВД входит в состав указанной системы на уровне функциональной подсистемы охраны общественного порядка (Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794).
Соответственно, сотрудники МВД наделены полномочиями по составлению протоколов за нарушение ст. 20.6.1.
Однако здесь же указывается, что перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
То есть, исходя из указанной поправки КоАП от 01.04.2020, вступившей в силу 12.04.2020 г., перечень должностных лиц, которые все-таки наделены полномочиями по составлению протоколов по ст. 20.6.1, ограничен.
Соответствующим Распоряжением Правительства РФ №975-р от 12.04.2020 был утвержден упомянутый перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.
Помимо прочих в указанный перечень включены должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с поправками от 01.04.2020, часть 6 статьи 28.3 дополнена пунктом 6.4, в соответствии с которым на период до 31 декабря 2020 года правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Томской области от 08.04.2020 г. №79-р утвержден перечень исполнительных органов исполнительной власти Томской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.
В указанный перечень вошли:
- Председатель Комитета торговли и услуг Департамента потребительского рынка
- Консультант Комитета торговли и услуг Департамента потребительского рынка
- Председатель Комитета общественной безопасности
- Консультант Комитета общественной безопасности
- Главный специалист Комитета общественной безопасности
- Председатель контрольного комитета Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений
- Заместитель председателя контрольного комитета Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений
- Консультант контрольного комитета Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений
- Председатель комитета по вопросам ГО и ЧС – старший государственный инспектор по надзору в области защиты от ЧС
- Консультант комитета по вопросам ГО и ЧС – государственный инспектор по надзору в области защиты от ЧС
- Аналитик I категории комитета по вопросам ГО и ЧС.

Таким образом, сотрудники органов внутренних дел наделены необходимыми полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ.
Но если такой протокол был составлен ранее 12.04.2020 г., имеется высокая вероятность отмены принятого на его основе постановления об административном правонарушении в связи с отсутствием необходимых полномочий у составившего такой протокол лица.

Сама статья 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности вводится при угрозе возникновения ЧС, это следует из части 6 ст. 4.1. Закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера». Кроме режима повышенной готовности при угрозе возникновения ЧС, закон предусматривает еще два:
- режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС);
- режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации ЧС).
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417.
Правилами установлено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанным пунктом правил определен круг лиц, чьи решения должны беспрекословно выполнятся гражданами и организациями. Помимо Правительства РФ и Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, в круг таких лиц включены должностные лица, указанные в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ.
При этом пункт 8 ст. 4.1 Закона №68-ФЗ определяет уровни реагирования исключительно при введении режима чрезвычайной ситуации: объектовый (руководитель организации), местный (глава поселения, района, городского округа), региональный (высшее должностное лицо субъекта), федеральный (правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС).
Пункт 9 ст. 4.1 устанавливает право Президента РФ принять решение об установлении особого уровня реагирования при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
О полномочиях должностных лиц, в частности, высших должностных лиц субъектов РФ, при введении режима повышенной готовности при угрозе возникновения ЧС, в указанных нормах ничего не говорится.
Таким образом возникает закономерный вопрос о наличии у Губернатора Томской области полномочий на введение ограничений свободного перемещения граждан в условиях введения режима повышенной готовности. Вопрос является актуальным в связи с наличием формального права должностных лиц органов внутренних дел составлять протоколы о нарушении установленных в регионе правил самоизоляции. До того момента, пока Распоряжение Губернатора Томской области от 31.03.2020 г. №195-ра не будет признано незаконным в соответствующей части, такое формальное право на привлечение граждан к административной ответственности за его нарушение будет сохраняться.
13 апреля 2020 г. распоряжением Губернатора Томской области №224-ра внесены изменения в распоряжение №156-ра от 18.03.2020 путем изложения его в новой редакции.
Пунктом 9 распоряжения предусмотрены правила самоизоляции для граждан, находящихся на территории Томской области в период с 31.03.2020 до 30.04.2020 г. Необходимо отметить, что граждане теперь могут следовать к месту приобретения товаров, услуг, реализация которых не ограничена. При этом магазин не обязательно должен быть «ближайшим» к месту проживания, как было до этого.
Исходя из того, что деятельность многих организаций, предоставляющих услуги населению, возобновлена, гражданин может следовать и к месту оказания этих услуг.
В связи с ужесточением контроля за перемещением граждан в условиях самоизоляции, рекомендуем иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также возможность обосновать маршрут своего следования. В случае составления протокола об административном правонарушении по ст. 20.6.1 внимательно ознакомьтесь с его содержанием, удостоверьтесь в наличии документа, подтверждающего полномочия составившего его лица. В случае несогласия с протоколом, напишите об этом в соответствующем разделе, пусть даже без обоснования причины такого несогласия. Обязательно изложите свои объяснения в письменном виде - если вас остановили на улице, должностное лицо обязано внести ваши объяснения в протокол. Если у вас с собой имеются документы, подтверждающие правомерность следования по выбранному маршруту, их необходимо предъявить должностному лицу и факт такого предъявления зафиксировать в протоколе. По завершении оформления протокола вы имеете право получить его копию.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 статьи 6.3, а также статьей 20.6.1, рассматриваются судьями районных судов. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в вышестоящий суд через суд, вынесший решение. Срок подачи жалобы – 10 дней со дня получения копии судебного постановления.

Другие новости этой темы

20 Марта 2017

Выходим из тени. Прогноз для бизнеса

За последние два года в российском законодательстве произошло много кардинальных изменений, касающихся ответственности недобросовестных руководителей и собств...

22 Ноября 2019

LLC-Pravo партнер SibLegalWeek-2019

В ноябре 2019 года Юридическая фирма LL.C-Право выступила партнером Сибирской юридической недели, которая проходила г. Новосибирске.

Возврат к списку


Оставьте нам свои контактные данные, чтобы мы известили Вас о новостях.
Отправить
Спасибо! Теперь Вы будете в курсе наших новостей.