Статьи

13 Апреля 2016

Неустойки по госконтрактам подлежат списанию в связи с ухудшением экономической обстановки

Неустойки по госконтрактам подлежат списанию в связи с ухудшением экономической обстановки

Правительство продолжает принимать меры по поддержке строительной отрасли. 23 марта 2022 г. внесены очередные изменения в Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 г. №783, утвердившее Правила  списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Исполнители государственных и муниципальных контрактов освобождены от уплаты штрафных санкций и пени в связи с введенными санкциями.

История вопроса

В ответ на кризисные явления в экономике, вызванные первой волной экономических санкций против России в 2015 – 2016 годах, в федеральный закон о контрактной системе (44-ФЗ) была внесена поправка, обязывающая государственных и муниципальных заказчиков списывать неустойки, начисленные подрядчикам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактов. Порядок и основания списания были утверждены постановлением Правительства РФ №783 и сводились к следующему:

- обязательства по контракту, неисполненные в 2015 и 2016 годах, на момент списания неустойки должны быть выполнены полностью. Неустойка должна составлять не более 5% цены контракта.  Если размер неустойки составляет от 5 до 20 процентов цены контракта, половина из нее также списывается заказчиком при условии уплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) второй половины суммы неустойки.

- исключение из условия о полном исполнении контракта для целей списания неустойки  составили контракты, по которым в 2015 и 2016 годах по соглашению сторон были изменены сроки исполнения контракта, цена контракта или единица товара, количество товара, объем работ или услуг.

В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, в Постановление №783 внесли изменения, позволяющие применять порядок списания неустойки  к контрактам, обязательства по которым не были выполнены в 2020 году. При этом размер неустойки по отношению к цене контракта значения уже не имеет, списанию подлежит вся сумма.

В 2021 году  списать неустойку по контракту вне зависимости от факта выполнения всех обязательств по нему стало возможно в связи с  ростом цен на строительные ресурсы, повлекшие невозможность исполнения контракта в 2021 году.  Предельный размер неустойки по отношению к цене контракта также не учитывается, списанию подлежит вся сумма.

И, наконец, в 2022 году в постановление Правительства №783 внесены изменения, снявшие ограничения в периоде исполнения обязательств для применения порядка списания неустойки по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме:

Основание

 Подтверждающие документы

Предельный размер неустойки, при котором возможно применение постановления №783

Полное исполнение обязательств по контракту  (за исключением гарантийных обязательств)

Акт приемки или иной документ, подтверждающие выполнение работ в полном объеме

Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта

Акт приемки или иной документ, подтверждающие выполнение работ в полном объеме

Информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек  или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика.

Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 % цены контракта, но составляет не более 20 % цены контракта.

По тем контрактам, обязательства по которым не исполнены в полном объеме, списать неустойку заказчик должен теперь в следующих случаях:

Основание

 Подтверждающие документы

Предельный размер неустойки, при котором возможно применение постановления №783

В 2015, 2016 и 2020 годах были изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг

Акт приемки или иной документ, подтверждающие выполнение работ в полном объеме

Информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек  или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика. (для неустойки от 5% до 20% от цены контракта).

Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.

Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 % цены контракта, но составляет не более 20 % цены контракта.

В 2020 году возникли   обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Письменное обоснование для заказчика.

Подтверждающие документы (при наличии).

Предельный размер не установлен.

В 2021 и 2022 годах существенное увеличение цен на строительные ресурсы, повлекло невозможность исполнения контракта.

Соглашение об увеличении цены контракта в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 (действует только для контрактов для обеспечения федеральных нужд).

Информация и документы, обосновывающие  предложение об изменении существенных условий контракта.

Предельный размер не установлен. Неустойка списывается за  период с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.

Невозможность исполнения контракта обусловлена введением санкций и (или) мер ограничительного характера.

Письменное обоснование заказчику с приложением подтверждающих документов (при наличии).

Предельный размер не установлен.

Важно! Списание начисленной, но неуплаченной неустойки является обязанностью, а не правом Заказчика.

Списание осуществляется на основании учетных данных заказчика. Именно Заказчик обеспечивает сверку расчетов с подрядчиком (поставщиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.


Комментарий партнера Юридической фирмы «ЛЛ.Си-Право» Екатерины Лизуновой:

В течение двух последних лет мы наблюдаем последовательные действия федеральной власти, направленные на поддержку строительной отрасли. Так, Постановлением №1315 от 09.08.2021 г. №1315 был утвержден порядок изменения цены контракта на 30% в связи с существенным удорожанием стройматериалов. Аналогичные меры поддержки были предусмотрены и для договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в части увеличения цены договора не более чем на 25% (Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 №1667).

Однако томские подрядные организации вряд ли ощутили на себе положительный эффект нововведений. В первом случае изменение цены контрактов распространяется лишь на федеральных заказчиков по контрактам, заключенным для обеспечения федеральных нужд.  Примечательно, что Постановлением №1315 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и местным администрациям принять аналогичные меры, обеспечивающие возможность увеличения цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Однако на сегодняшний день в открытых источниках отсутствует информация о принятии в Томской области и на уровне местных администраций мер, обеспечивающих возможность увеличения цены строительных контрактов.

Неизвестно и о применении Постановления №1667, позволяющего Региональному фонду капитального ремонта Томской области заключить с подрядчиками соглашения об увеличении цены договора на 25 процентов.

Неизвестно также и о случаях списания в Томске неустойки по муниципальным контрактам, предметом которых является проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Получается, что федеральные меры поддержки есть, но в нашем регионе о них либо не слышали, либо намеренно игнорируют. Мы уже составили необходимые обращения от лица наших клиентов в адрес ряда муниципальных и государственных заказчиков по этому вопросу. Однако важно понимать, что списание неустойки по контрактам – обязанность заказчика, а не право. Подрядчик не обязан напоминать заказчику о том, что он должен исполнить в силу закона. 

Другие статьи

23 Марта 2016

Прививка от "уголовки"

"Новая адвокатская газета" публикует блог управляющего партнера "LL.C-Право" Дмитрия Лизунова, посвященный развитию практики уголо...

1 Июня 2016

Применение смежных практик: банкротство+ уголовно-правовая защита бизнеса

Сопровождая проект банкротства организации ООО «Х», расположенной в центральной части России, мы анализировали действия бывшего руководителя предприятия, должни...

4 Апреля 2016

Пять сегодня, три вчера

Собрались продавать недвижимость? Тогда этот неприятный налоговый сюрприз – для вас…
С 1 января 2016 года освобождаются от налогообложения НДФЛ доходы граждан п...

22 Января 2016

Арбитражные управляющие: кризис профессии

"Новая адвокатская газета" публикует блог управляющего партнера "LL.C-Право" Дмитрия Лизунова, посвященный анализу нового закона об арби...

Возврат к списку


Оставьте нам свои контактные данные, чтобы мы известили Вас о новостях.
Отправить
Спасибо! Теперь Вы будете в курсе наших новостей.